А.Ф. Русанов,
зам. начальника НГДУ «Лугинецкнефть»
по кап. строительству в 1985-1987г.г.
(из воспоминаний)
Строительство практически любого объекта в Кедровом имеет свою историю. Использование традиционных методов при строительстве любого объекта в Кедровом было невозможно, и потому постоянно принимались нестандартные пути решения в то время, как необходимо было построить все и все сразу, и даже не сегодня, а еще вчера. Обычно в резолюциях всех совещаний, проводимых областными партийными руководителями того времени, ключевыми словами были: УСКОРИТЬ, УСИЛИТЬ, ПОВЫСИТЬ и т.д.Однако при строительстве аэропорта в Кедровом, особенно взлетно-посадочной полосы, совещаний с подобными резолюциями практически не было. Такое стало возможным благодаря слаженной работе Подрядчика и Заказчика. Полностью отсутствовали взаимные обвинения. И Заказчик, и Подрядчик четко называли объективные причины задержки строительства из-за тех или иных возникавших проблем. Ставили руководство области и района в известность о том, как и какими совместными усилиями эти проблемы решаются, а также какая помощь требуется со стороны сторонних организаций. В результате областные и районные органы власти, не только Подрядчику, но и Заказчику, оказывали реальную помощь в решении реально поставленных задач. Хотя, и в этом случае, не обошлось без гигантомании и в первое время настаивалось на включении в техническое задание на проектирование аэропорта трех посадочных площадок (стоянок) под вертолеты МИ-6 и МИ-26. Но, в последствии, разум возобладал и был определен минимальный перечень объектов для ввода аэропорта в эксплуатацию.
Первое партийное решение по строительству аэропорта было принято 29 августа 1985 года. Перед заказчиком НГДУ «Васюганнефть» было поставлено две задачи: ускорить решение вопроса по отводу земель под аэропорт и к 30 марта 1986 года определить 1-ую очередь разрубки трассы под ВПП. Обе задачи были успешно решены уже службой капитального строительства вновь созданного НГДУ «Лугинецкнефть».
- Проектирование аэропорта выполнял Красноярский филиал Хабаровского института «Дальаэропроект» (главный инженер проекта — Александр Подставин).
- Подрядчиком по строительству ВПП и подъездной дороги к аэропорту был определен трест «Нижневартовскдорстрой» в составе которого, для решения этой задачи, было создано строительное управление во главе с очень порядочным человеком и талантливым руководителем Василием Чумаченко.
- Подрядчиком по строительству здания аэровокзала выступало строительное управление треста «Томскнефтестрой», возглавляемое Виталием Соловьевым.
- Кроме того, для гидронамыва песка было привлечено подразделение треста «Трансгидромеханизация», а для строительства моста через р. Чузик на подъездной дороге — Мостоотряд №101.
- Вырубкой леса под ВПП и сооружения аэропорта занимались Парабельские лесники.
Объем работ у дорожников в 1986-1987г.г. был огромный. Предстояло отсыпать и выполнить твердое покрытие 8,5 км подъездной дороги, 2 км взлетно-посадочной полосы шириной 38 метров (для сравнения: в Колпашево: 1430 на 36 метров), рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов. Для этого необходимо было намыть и перевезти более 100 тысяч кубометров песка, завезти и уложить более 11 тысяч (более 50-ти тысяч тонн) аэродромных и дорожных плит. Завести по р. Чузик более 50-ти тысяч тонн плит сама по себе задача не из легких, но дорожники и речники с этой задачей справились.
В процессе строительства взлетно-посадочной полосы возникали и другие трудности. Так, при выемке торфа на трассе, дорожники столкнулись с дополнительными торфяными линзами, отсутствующими в проектной документации. Нам пришлось проводить дополнительные изыскания и вносить коррективы в проектную документацию прямо во время ведения работ.
Построить здание аэровокзала в соответствии с институтским проектом в такие сжатые сроки не представлялось возможным и было принято решение выполнить проект собственными силами с применением в строительстве комплектно-блочных зданий. С этой задачей успешно справился коллектив проектной группы НГДУ «Лугинецкнефть», возглавляемый Сергеем Соловьевым. Проект был разработан, согласован с проектным институтом и воплощен в жизнь.Огромный вклад в строительство аэропорта внесли и работники Колпашевского авиапредприятия. Они оказывали, как консультативную помощь, так и выполняли поставку и монтаж спецоборудования. Особо следует отметить Сергея Леонова, Анатолия Габова, Геннадия Власова, а также работников службы ЭРТОС (к сожалению фамилий не помню, а часть личного архива была утеряна при переездах), без которых не возможно бы было решить вопрос комплектации приводных радиомаяков из аэропорта г. Омск. В Омске эти вопросы помогали решить Виктор Емельянов и Василий Кардаш.
Обкомом КПСС в Томске было организовано совещание по вопросу строительства аэропорта, на которое были приглашены руководители томских промышленных предприятий и им была высказана просьба об оказании максимально возможной помощи заказчику в комплектации необходимыми материалами и оборудованием. И эта помощь была оказана.
Таким образом строительство аэропорта в Кедровом было народной стройкой Томской области и не только! Самоотверженный труд сотен людей вышеуказанных коллективов позволил в декабре 1987 года принять первый самолет АН-26 с продуктами и новогодними подарками. Хотя строительство аэропорта и сопутствующих объектов продолжалась и в 1988 году.К сожалению, положительный опыт, накопленный при строительстве аэропорта, в 1988 году и в последующие годы не получил своего применения и развития. Но город продолжал строиться. Хотя темпы строительства значительно снизились по сравнению с 1986-1987г.г. в силу ряда причин. Но об этих причинах отдельный разговор, так как они требуют более глубокого анализа.
Читайте также: