Директор школы. Подвиг без награды (эссе)

Директор школы или руководитель отдела образованияВ канун профессионального праздника в памяти учителя невольно всплывают школьные страницы… Учитель русского языка и литературы, педагог-организатор и впоследствии руководитель муниципального отдела образования Ильина Мария Архиповна делится своими воспоминаниями-размышлениями о себе, о профессии, о коллегах. Сегодня в фокусе ее внимания — директор школы.

Легко ли быть первым? Например, первым директором общеобразовательной школы молодого города Кедрового, затерявшегося в глухой тайге Томской области? Почетно, несомненно. Красивое фото с ключом от новой современной школы, подаренным первыми лицами города и нефтяниками. Здесь будут учиться их дети. Заслуженно первый директор Кедровской средней школы Пугачев Вячеслав Николаевич вписан в историю Кедрового золотыми буквами.


В 2017 году во время собеседования на конкурс по замещению вакантной должности — руководитель отдела образования я неожиданно сама себе дала ответ на этот вопрос. Один из членов комиссии спросил: «А почему Вы никогда не хотели быть директором школы?» Уста давали красивый ответ о большей возможности руководителя отдела образования по сравнению с директором привнести инновационное, глобальное в сфере образования всего муниципалитета, а в памяти параллельно ответу всплыл эпизод из жизни Вячеслава Николаевича.

Осень 1990 года. Нарядный актовый зал школы, как пасхальное яичко. Паркет на полу, стены отделаны ракушечником, мягкие красные кресла, батареи закрывают узорчатые деревянные решетки, огромная музыкальная аппаратура, украшенная сцена, в пять метров высоты синтетические шторы на окнах и множество светильников под потолком освещают все уголки этого оазиса детской радости и творчества. Я на сцене веду очередной конкурс чтецов. Волнуются дети и их учителя, ведь конкурс выявляет не только талантливых школьников, но и мастерство педагогов. Все идет в штатном школьном режиме. Тишина. Родители влюбленными глазами смотрят на своих чад. А я обвожу глазами зрителей, зал и спотыкаюсь о шторы. На моих глазах от яркого света светильника на шторе появляется маленький веселый огонек и быстро ползет по полотнищу ткани…

Это в кино интересно и занимательно смотреть такие вещи, но в реальном времени страшно – ведь актовый зал полон людей! Видимо, страх отразился на моем лице. Директор школы, проследив за моим взглядом, мгновенно среагировал: «Детей выводите!», а сам бросился к окну. Никогда и нигде я не видела больше такой быстрой и организованной эвакуации людей: молча, без паники, быстро покидали присутствующие зал.

Директор школы Пугачев ВНА Вячеслав Николаевич в это время с силой рванул горящую штору вниз. Она падает и полностью накрывает директора школы. Нет, нет, так не должно быть! Не может погибнуть человек из-за чьих-то нерадивых рук, неправильно смонтировавших светильники в детском учебном заведении. Мы с завхозом рванули к закутанной фигуре, беспомощно барахтавшейся в дымящейся ткани, скинули ее. Вот он наш родной директор – пропахший дымом, с ранней сединой- но главное, живой!!!

А дальше рутина, работа в штатном режиме: покупка материала для новых штор, пошив и закрепление их на окнах, демонтаж светильника. Школьный процесс продолжается, у директора куча новых забот, и пожар уже забыт.

Всплывшая в памяти картина подсказывает мне на интуитивном уровне другой ответ, почему я никогда не мечтала о директорском кресле. Это каждодневный подвиг без награды, каждодневная стрессовая ситуация во имя детей, огромная ответственность за образовательный, воспитательный процесс, за педагогический коллектив, за детскую безопасность. Низкий поклон тебе, директор школы…