Кедровый: как все начиналось

По материалам книги «Томская область. Исторический очерк»

(Под ред. доктора ист. наук В.П.Зиновьева)

В середине 80-х годов началось освоение третьего нефтегазоносного района Томской области — Пудинского. Было введено в разработку четыре месторождения нефти.

наша биография

Фото из архива Н.В. Кобелева. Выбирается место под строительство города. В центре – Б.А. Мальцев, начальник Томского территориального управления строительства, справа: Н.В. Кобелев, председатель Парабельского райисполкома. Январь, 1982 год.

В октябре 1985 года на совещании у первого секретаря обкома партии А.Г.Мельникова обсуждался вопрос о мерах по оказанию помощи новому нефтегазовому району. Начальник Томского территориального управления строительства Б.А.Мальцев заверил, что в текущем году строители введут в эксплуатацию общежитие и один восьмиквартирный дом, в следующем году — три общежития и один крупнопанельный дом. Говорил также о содании треста «Северстрой», в состав которого войдут два ПМК и управление комплектации. Начальник управления сельского хозяйства В.И.Егоров заявил о готовности совхоза «Пудинского» увеличить производство продукции по заявкам нефтяников. Колпашевским авиаторам было поручено в недельный срок организовать пассажирский вертолётный рейс Томск-Кедровый, а облздравотделу — наладить выездное медицинское обслуживание нефтедобытчиков. Конкретные задания были даны геологоразведчикам,, речникам, лесозаготовителям, снабженцам, строителям дорог, связистам, областным управлениям народного образования и культуры.

Автор фото: Ю. Молодцов. На снимке строительство 1-го микрорайона Кедрового. 1986 год

В целях создания третьего нефтедобывающего района сюда направлялась немалая часть централизованных ресурсов. В Кедровом возникли НГДУ «Лугинецкнефть», трест «Северстрой», Управление технологическим транспортом и другие крупные подразделения. А кроме того, оборудовали аэропорт, построили бтонированную взлётно-посадочную полосу, способную принимать тяжёлые самолёты. Началось строительство автодорог Кёнга-Гарь-Пудино и Парабель-Кедровый. Посёлок нефтедобытчиков, ставший позже городом, сооружался комплексно, с необходимым набором жилья и объектов социально-бытового назначения.

наша биография

Из архива В.И. Хлебникова. Журнал «Огонёк», №1, январь, 1986 г.: «Они — у истоков строительства города Кедровый: начальник передвижной мехколонны В.И.Хлебников, начальник управления Лугинецкнефть С.Г. Каминский, секретарь объединенного парткома В.А. Курбатов»

По материалам Энциклопедии Томской области. Том 1

(Издательство ТГУ, 2008 г.):

Численность населения Кедрового составляла в 1989 году 2,1 тыс.человек. До 60% населения трудоспособного возраста работает в вахтовых пос. на Лугинецком месторождении и других предприятиях нефтенгазодобычи.

В 1989-2002 гг. в Кедровом действовало нефтегазодобывающее управление «Лугинецкнефть», а также Лугинецкое управление технологического транспорта, предприятие «Лугинецкавтотранс» и др. Работали сейсморазведочные партии ОАО «Сибнефтегеофизика» и ОАО «Тосмкнефтегазгеология», сотрудники которых проводили геологоразведочные работы.

Функционировал Кедровский лесхоз. В городе был построен аэропорт, обслуживающий авиалинии на Томск, Стрежевой, Колпашево, а также в вахтовые поселки Лугинецкого, Герасимовского, западно-Останинского месторождений (вертолетами Ми-8, Ми-2). В зимний период временная автомобильная дорога соединяла Кедровый с Томском, Парабелью и Бакчаром.

Работали частные предприятия розничной торговли, бытового обслуживания, осуществляющие автоперевозки.
В 1988-1991 построена поликлиника и больничный стационар, средняя общеобразовательная и детская музыкальная школа, детско-юношеский центр «Радуга». Действовали Дом культуры, центральная библиотека, издавалась газета «В краю кедровом».